ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

"Народный танец в детском ансамбле"

Нередко руководители детских танцевальных ансамблей, которые нередко являются по совместительству постановщиками, имеют в прошлом различный определенный опыт:  

  1. Только исполнительский стаж во "взрослом" искусстве.
  2. Постановочной работы во взрослых коллективах.
  3. Исполнительский опыт в художественной самодеятельности. 

При этом, каждый представитель должен:
- четко представлять свое предназначение в деле сохранения, развития и популяризации народной осетинской танцевальной культуры в составе своего искусства.
- ответить себе на определенные вопросы: 

  • на чем основываются составление репертуара и сочинении танцевального номера?
  • по какому принципу  выбирает музыкальный материал? 
  • как выбирает эскиз к детскому костюму и соответствует ли костюм характеру танца? 
  • способен ли лаконично либреттово отразить сюжет танца,
  • соответствует ли смысловая основа сюжета конкретной возрастной категории.

И самый важный вопрос: - о чем думает руководитель когда выставляет на сцену «взрослые» по духу и смыслу танцы?

Всех их может объединять отсутствие возможности приобрести специальные навыки или повысить квалификацию для работы в детском хореографическом искусстве.

Незнание специфики работы с детским контингентом отражается на качестве детских постановок и исполнительских умениях детей. Руководители просто обязаны и должны понимать, что детский репертуар в первую очередь предназначен для детского зрителя, а не на взрослого и что детский ансамбль создается не для того, чтобы заигрывать перед взрослой аудиторией, по большей части родительской из числа "нужных" и важных статусных персон, а для того, чтобы вести воспитательную работу, и развивающую культурный уровень разновозрастного ребенка. Все это означает, что основной зритель должен быть детский, то есть, состоящий из сверстников той возрастных групп ансамбля, которые выступают в программе детского ансамбля.

Хочется надеяться, что когда-нибудь общество культуры Северной Осетии поймет и осознает то кощунственное отношение, проявляемое большинством руководителей детских танцевальных коллективов к трем традиционным осетинским гендерным народным темам. Руководители детских коллективов, по сути, призывают детей изображать на сцене взрослые межличностные отношения, вынуждая детей корчить на сцене нелепицу, тем самым, превращая это народное достояние в карикатуру. 

_________________________________________________________________________________________________________

"Взрослые" элементы на репетиции детского коллектива

На репетициях однозначно необходимо проходить элементы и отдельные движения из "взрослых" традиционных осетинских танцев, но это нужно делать лишь для того, чтобы, осваивая техничность исполнения, закладывать ее в двигательную память для приобретения двигательной заученности, не более. Это позволит детям, повзрослев и выйдя на "взрослую" сцену, быстро адаптироваться в процессе исполнения "взрослого" танца и овладеть нужной "взрослой" манерой, добавив нужный образ и характер исполнения.

Репертуар

Важно понимать, что детский репертуар несет в себе особую воспитательную задачу. Соответственно, репертуар нуждается в минимально допустимом наборе танцев, в котором будет затронуто разнообразное количество сторон именно детской жизни, где важнейшим является привитие детям правил хорошего тона и поведения, не нарушающего общепринятые нормы нравственности и морали. Это значит, что в репертуаре детского ансамбля должны быть постановки, отражающие осетинскую национальную атмосферу общения, например, разновозрастных детских персонажей: «старший брат и младшая сестра» или наоборот, родственных отношений «внук и бабушка» или «внучка и дедушка» и т.д.  Детский зритель с удовольствием будет наблюдать, как их сверстники на сцене детскими актерскими приемами будут изображать бабушку и дедушку, строгую сестру, заносчивого брата или учительницу. Через школьного зрителя постановщик несет в детские школьные массы народную мораль, а значит народную культуру.

Воспитательная работа 

В целях воспитательной работы руководители детских ансамблей через сюжеты своих работ должны стремиться доносить до детского зрителя извечную проблему - что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло», где плохое становится хорошим и, где «добро» побеждает «зло». И всё это с поправкой на национальный осетинский колорит. К таким сюжетам можно отнести персонаж хулигана, например, не уступившего место на скамейке в парке старушке и, как этому хулигану досталось от младших сверстников, которые в конечном итоге сделали хулигана положительным героем. Но эти темы и сюжеты должны быть передано со сцены веселым юмористическим хореографическим языком. Кроме того, в детский репертуар нужно включать работы, созданные по героико-патриотическим темам, а также по мотивам осетинских сказок, басен и стихотворений, в которых дети смогут изобразить животный мир. Не игнорировать темы профессий (врач, лесоруб, охотник и др.).

Репертуар

Репертуар может комплектоваться из танцев, в которых задействована только группа девочек и только мальчиков. Не нужно забывать о дивертисментных номерах в виде детского музыкального инструментального исполнения или тематических речитативов, который, например, лучше сопровождать антуражным танцем. Желательно иметь в репертуаре 2-3 сюжетные постановки на основе народных исторических, героических и современных тем. В течение года желательно пополнять репертуар 1-2 новыми постановками, при этом, ведя архив постановочных работ, периодически демонстрировать те работы, которые уже были в репертуаре 10-15 лет назад. Следуя понятию «преемственность поколений» важно приглашать на концерты в качестве почетных гостей предыдущих повзрослевших исполнителей и представлять их со сцены.

Репетиционный процесс 

При построении репетиционного процесса в детском коллективе, например, в самых младших группах нужно включать детский игровой процесс. Говоря о техничности исполнения движений ребенком, важно помнить и том, что погружение ребенка непосредственно в танец осуществляется с учетом его возрастного восприятия физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки, существующей, как в репетиционном, так и непосредственно в постановочном процессе. При этом, нежелательно злоупотреблять упражнениями классического экзерсиса, но и их игнорировать. И категорически нельзя пренебрегать разучиванием элементами народных танцев, которые по своей манере максимально отдалены от осетинской манеры исполнения - русские, украинские, прибалтийские, молдавские и танцы других не кавказских народов. 

Значимость детского ансамбля  

Назначение детского коллектива в культурном обществе не в том, чтобы дать как можно больше концертов, когда детей с определенной частотой «выбрасывают» на сцену, а в том, чтобы следовать в работе с детьми по принципу массовости. Это означает, что те дети, кто не имеет природных данных стать хорошим артистом (слух, чувство ритма и др.) при этом, имеет право и возможность развивать и совершенствовать относительно себя не только пластику и выносливость, грацию и изящество, но и общечеловеческие качества трудолюбие, ответственность и др.  

Ответственность руководителя детского ансамбля

С руководителей детских коллективов должен быть особый спрос культурного общества в первую очередь, а уже с хореографических объединений - во вторую, потому что эта категория руководителей наравне с воспитателями и педагогами несет высокую ответственность в деле воспитание подрастающего поколения. Именно поэтому работе руководителей детских хореографических коллективов должны оказывать содействие в учебно-воспитательной работе абсолютно все профильные ведомства, в числе которых, республиканские центр или дома народного творчества, министерства культуры и министерства образования.