"Детская техничность исполнения"
Вовлечение в народный танец детей различного возраста требует от педагога-хореографа умения привить исполнителям-детям именно детские признаки осетинской народной манеры, учитывая детские возрастные психоло-эмоциальные реакции, которые можно развить через именно детские актерские умения. Важно учитывать сам характер детского исполнителя, и даже степень эстетического восприятия ребенка тех элементов и движений, которые демонстрирует ему педагог-хореограф.
Говоря о развитии техничности исполнения народных танцевальных движений и элементов у детей, нужно отметить, что качество этой техничности или говоря иначе механического воспроизводства, зависит от специфических природных параметров, в состав которых кроме природной моторики входит врожденная подвижность суставов, но и подвижность каждого отдельно взятого сустава,которая влияет на вполненние упражнений экзерсиса или танцевального элемента. Качество двигательного умения изначально педагог оценивает визуально просматривая динамическое перемещение отдельных частей конечностей по отношению друг к другу и телу. Педагог должен понимать, что воспроизводимые амплитуда и траектория, в большей степени зависят от совокупной подвижности суставов.
Не только подвижность сустава, а и изгиб костей влияют на особенность воспроизводства пространственно-двигательной комбинации, состоящей из конкретных элементов народных танцевальных движений и упражнений классического и народного экзерсисана уроках «у станка» и«на середине». В детском возрасте на качество исполнительского мастерства влияет не только сама психика детского исполнителя, но и степень его эстетического восприятия показанных педагогом-хореографом народных танцевальных движений и элементов.
Природная модель суставов может ограничивать отдельные действия одного ребенка в сравнении с другим, которые необходимо учитывать не только в хореографическом специализированном учебном заведении, но и любительском ансамбле художественной самодеятельности.К примеру, не игнорировать использование вариаций (в сторону послабления) в упражненияхи основных позициях экзерсиса.
Нельзя не сказать о проблеме строения и формирования стопы детского исполнителя, в связи с чем важно указать на то, что к11-12 годам строение стопы ребенка формируется и приближается к строению стопы взрослого человека, но суставы не готовы принять «взрослые» нагрузки. Тем более экстремальные условия, как, например, долгое нахождение в положении «на носках».
Детская манера исполнения
(Для руководителей детских ансамблей, секций и кружков).
При работе с исполнителями детского ансамбля руководителям, педагогам-хореографам и постановщикам важно ни на секунду не отлучаться от педагогических принципов работы и следовать возрастной тактике формирования занятий. Возраст детей от 3 до 5 лет нуждается в большей степени в диагностической работе по определению общих профильных параметров физической подготовленности организма ребенка: силы, выносливости, ловкости; выворотности, гибкости, координации, ловкости; ощущения ритма, музыкальности и артистичности. И все это на фоне воспитания общечеловеческих качеств: трудолюбия, старания, терпения, навыков общения в коллективе.
Работу с детьми возраста от 6 до 11 лет нужно начинать с совершенствования профильных хореографических показателей формируя в детях общую хореографическую подготовленность, на основе природных способностей, выявленных в предыдущей возрастной категории. Развитие ребенка происходит посредством воздействия различными хореографическими направлениями (классический, современный или эстрадный танец) и однозначно разнохарактерными видами народного танца (славянскими или прибалтийскими и других удаленными друг от друга по характеру и манере исполнения).
Педагогам, работающим в ансамбледетского народного танца не нужно фанатично натаскивать детей намеханически вызубренное технично заученное выполнениедвижений, аразвиватьвдетях способностьосознавать национальный колорит танца, характер и смысл каждого движения и элемента. С каждым годом взросления детей, педагог-хореограф обязан глубже и глубже погружать их в историю, быти культуру тех народов, чьи танцы представленыв репертуаре. Эта информация поможет ребенку достоверно передавать зрителю со сцены характерные национальные особенности исполняемого народного танца.
С 11 летнего возраста детям уже можно говорить о значении народного танца для сохранения народной танцевальной культуры, которая включает в себя не обязательную точность исполнения упражнений, а обязательногособлюдения характера и народной манеры танца. Кроме того, уместным можно считать постепенноераскрытие характерных особенностей«взрослых» танцев, дополняяпросмотрамиисполнения взрослыми танцевальными коллективами с дальнейшим обязательным обсуждением увиденного. Важна информация,в том числе о национальном костюме и национальной музыке, которая влияет на содержание танца и характер движений.
Педагог-хореограф обязан и должен хорошо разбираться в тонкостях характерной манеры исполнения народного танца,не допускающей смешения стилей в движениях и элементах, не позволяющей засорять народный танец надуманными, ненужными движениями, не имеющими к данному танцу никакого отношения. При созданиидетских народных танцев,постановщик не имея права искажать народную основуи присущего ей национального музыкального колорита, имеет возможность усложнять техничность исполнения и видоизменить композицию.