"Хъазт"
"Хъазт в народных осетинских массовых гуляньях . . .
Из истории хъазт
Предположительно, в XVII -XIX веках в составе осетинских народных массовых гуляний, если так можно выразиться по отношению к осетинскому обществу, народ традиционно организовывал значимое развлекательно-увеселительное культурно-массовое действо под названием "хъазт". В состав хъазт входили всевозможные игрища и разнообразные народные пляски и танцы, которые являлись вытеснили все остальные жанры народного творчества оставив возле себя песенный и музыкально-инструментальный. Впоследствии эти хъазтовые танцы, после образования хореографического искусства, составили в далеких 30-х годах XX столетия основу первого репертуара многих коллективов домов культуры Северной Осетии и хореографической группы Государственного ансамбля песни, музыки и пляски, впоследствии "песни и танца" Северной Осетии. Важно заметить, что ансамбль был создан, как и другие аналогичные коллективы страны только с целью обработки архаичности инструментами хореографического искусства и выноса на сцену в виде хореографического раздела под названием «народный танец».
По мнению старожил, опрошенных мной в конце 50 годов XIX века, из всевозможных танцев, менее всего какой-либо трансформации подверглась лексика и текст трех танцев - хонга, зилга (тымбыл) и симд. Эти три танца можно смело отнести к категории именно танца, а не пляске или плясу, потому что три перечисленных танца имели свой смысл, которому были подчинены текст и лексика. Хъазтовая версия этих трех танцев по праву можно считать субстратом, породившим сегодняшние одноименные танцы, исполняемые в сценической версии.
Некоторые современные специалисты и руководители ансамблей, стали необоснованно причислять к категории традиционных танцев, традиционный пляс под названием "рог кафт", который по сути в 18-19 веках не нес в себе никакой смысловой основы. Все движения и элементы в нем, по сути являлись выбросом эмоций, хаотично воспроизводимых руками, ногами, плечами, корпусом, головой и других частей тела, принимая вне всякой очередности всевозможные позы.
Этот пляс не был обременен какой-либо смысловой нагрузкой и, поэтому с точки зрения лексики народного танца, как хореографического раздела, понятие "рог кафт" в своем сценическом виде скорее можно отнести к "вставному танцу", который в хореографическом искусстве характеризовался, как не имевший смысловой основы с лёгкой и свободной формой исполнения, в основном состоящей из скудного набора движений и сопутствующих элементов. По воспоминанию стариков, опрошенных в 50-60 годах, эти движения применялись лишь в составе танца "Лæгты кафт", смысл которого представлял собой соревновательный перепляс. Поэтому лексика "рог кафт" имела плясовую форму, состоящую из хаотично всплывающих движений. Не имея отношения к танцам хъазтового действа, "рог кафт" традиционно выплясывался, почти кем попало, на свадьбах перед невестой, которую вел къухылхæцæг.
Предпосылки создания современного хъзт
Важно указать на то, что смысловая нагрузка всего хъазтового действа со всеми сопутствующими ему житейскими эпизодами нуждается в том, чтобы выставить на сцену самостоятельное музыкально-хореографическое произведение под одноименным названием «Хъазт». Но для этого одной лишь сухой хореографии народного танца может оказаться не достаточным, и потребуется театрализация хореографического подхода. С точки зрения высокого искусства, скорее всего, будет уместна форма национального балета - единственно возможного в осетинском хореографическом искусстве приема, способного в должной мере опоэтизировать форму того же народного танца, как раздела. К сожалению, в 60-70 годах мои работы в форме осетинского национального балета были не поняты чиновниками от культуры Северной Осетии и не имела продолжения в своем развитии. Вернемся к сегодняшней ситуации. Организовать хъазт в современных условиях образовавшихся мегаполисов даже внутри одной республики и при этом сохранить первозданность хъазтового действа со всей его смысловой подоплёкой невозможно и не разумно. И вот почему.
Ранние хъазтовые принципы в условиях жёстких канонов гендерного поведения были направленны на создание площадки подконтрольной самому чегъре и всем присутствующим и пришедшим на народные гуляния жителям. Под таким вот пристальным вниманием и присмотром осетинского культурного общества происходило общение между неженатой и незамужней молодежи. Такая более чем культурная обстановка и атмосфера с духовной составляющей создавали открытость и "чистоту" общения. При реанимировании и выносе в общество, а именно в народные массовые гулянья традиционного танцевального действа "хъазт", оно не сможет иметь прежнего своего статуса, так как архаичная традиционная смысловая нагрузка свою актуальность примерно к концу 40-х годов XIX века. Поэтому нужно создавать и организовывать сегодняшний хъазт, которой нуждается не в реанимации, а в возрождении, но уже в новой своей безошибочной трактовке, при которой выстраивается особая новая оригинальная организация хъазтового процесса, в который должна быть взята в уместной порции составные части исконной формы хъазт. При выборе пути безошибочного возрождения и адаптации прошлых канонов и принципов хъазт к сегодняшней сути в составе массового народного гулянья, нужно сразу рассматривать хъазт только с точки зрения жанра народного творчества и ни коем образом не примерять к хореографическому разделу «народный танец».
К новой форме танцевального действа хъазт уже неактуально и нецелесообразно применять старые традиционные формы подхода. Новая форма проведения может пересекаться с исконной старинной формой в том, что проводиться, как и в старину в составе системно организованных мероприятий, приуроченных к регулярным календарным и семейно-бытовым праздникам, как минимум по двум позициям, а именно по мотивации и намерениям. Кроме того, в силу увеличения масштабов населенных пунктов и количества населения внутри них, хъазт, чтобы может проводиться в двух точках одного населенного пункта одновременно под руководством разных распорядителей (чегъре). Желательно, чтобы каждый хъазт имел свою активную группу или коллектив, который бы, являясь костяком задавал тон всему танцевальному действу. Но это потребует и дополнительных усилий в виде репетиции и своих музыкантов (либо на общественных началах, либо на штатной основе). Так вот главной и основной целью таких хъазтовых коллективов должна стать популяризация народного танца народно-бытового образца со всеми атрибутами и технологиями агитбригад бывшего СССР. А это означает, что организаторы любого торжества могут пригласить к себе такого рода творческий коллектив в виде хъазтового ансамбля, который будет привлекать в свое действо простых не обученных людей и в процессе обучать их народной осетинкой манере исполнения.
В чем же сегодняшняя не актуальность принципов исконного хъазт, который изначально имел аргументированные причины проведения. Была четкая мотивация, которая оправдывала проведение танцевального действо. Изначально, до середины 19-го века основанием для проведения хъазт являлись все-таки народные гулянья организованные в составе календарных и семейно-бытовых обрядов, праздников и торжеств. Позже наступил этап нового хъазта, который с конца 19-века набрал свой пик к началу советской власти и пошел на убыль к сороковым годам 20-го столетия. К этому моменту хъазт стал чаще организовываться хаотично вне привычных традиционных значимых обрядов, празднеств и торжеств. Эволюционно хъазт стремительно преобразовался в часто хаотично возникающий "узкий" спонтанный хъазт, создаваемый именно представителями мужской половины юношески-молодежного возраста в большей степени ради увеселения и, как незатейливого способа привлечения к себе внимания со стороны женской половины, а точнее сказать молодых девушек. Так трактовали причину создания спонтанного хъазт ветераны и старожилы начала 20-века, где по их рассказам на этих часто не было хорошего музыкального сопровождения, и аккомпанемент воспроизводился хлопками и голосовым вокальным сопровождением. Такое положение дел имело место с середины и до конца Великой Отечественной Войны, потом что на тот момент большинство сел и населенных пунктов поселкового типа в Северной Осетии имели не более двух -трех инструментов. Незначительная разница была в селах и семьях более зажиточного сословия.
Центр «Хъазт»
В современных условиях, безусловно, нужно обучать вводить две основные активные персоны - "чегъре" (распорядителя) и "старшего".
Чегъре в нынешних условиях должен владеть репетиторскими педагогическими навыками, а старший должен браться из числа присутствующих. Причем нагрузка на чегъре идет колоссальная, так как ему необходимо не просто вводить в танец, но еще и обучать этому танцу, обучать конкретной народной хъазтовой манере, не имеющей ничего общего о сценическими приемами воспроизводства лексики. А еще, именно чегъре должен разъяснять собравшейся толпе зрителей о том, что должен и обязан вести себя в ситуации симдового действа. Чтоб набрать свои обороты и стать традиционным и популярным, а значит массовым мероприятием, хъазт нужно тиражировать, а значит создать единый центр - "ХЪАЗТ".
Три традиционных основных танца - хонга, зилга (тымбыл) и симд, безусловно, являются основой, которую дополняют другие танцы, к примеру, характера перепляса, женского или мужского, в которых и только в них демонстрируется темп и виртуоз. Потому что в хонга, зилга и симд являются в большей степени где демонстрируется манера общения и поведения.
Чтобы поставить точку в разнице зилга и тымбыл, нужно отметить, что лексика зилгæ (осет.) подразумевает задорное исполнение различных ритмичного "симд" (осет), т.е. быстрого перебирания ногами в круговой пляске внутри зоны дуэта со сменой активности двух участников дуэта. Именно внутри танца происходит пляска. В выверенном и даже в каком-то узаконенных народом и в народе композиции и тексте отводилось место экспромту исполнителям, каждый из которых в определенном моменте и на свое усмотрение выплескивал эмоции через всевозможные движения, которыми владел, причем чаще в хаотичном порядке, без соблюдения какой-либо определенной очередности. Обязательное условие и отличительная особенность текста танца зилга, это стараться делать обороты вокруг своей оси. А вот текст танец "тымбыл" основан на совершении коллективного движения, в котором вращение осуществляется против часовой стрелки и совершается попарно. Но в определенный момент по команде распорядителя (чегъре) от мужской половины требуется по ходу успевать что-то вытанцовывать возле девушки. И заканчивается это круговое резвое шествие по команде распорядителя (чегъре), который указывает палкой на то место, около которого каждая пара заканчивает свое движение.
Желательно чтобы танец хонга, исполняемый в сочетании с танцем зилга никто не путал с композицией и хореографическим тестом сценического сочинения под названием "Плавный танец". Эта работа была создана в ансамбле ГАПиТ для того, чтобы посредством двух тем - "хонга" и "жилга" ("хонгæ" и "зилгæ" - осет) представить на сцене осетинский характер образов внутри гендерных взаимоотношений. Не приходится сомневаться, что композиция танцев хонга и жилга, современной хъазтовой формы во многих регионах в большей степени будет схожа в лексике и тексте. В отличие от этих двух танцев, в более жестком подходе или, точнее сказать, особых требованиях, особенно на первом этапе, нуждаются забытые танцы тымбыл (осет) и конечно же, танец щимд (симд, осет.). Схемы-рисунки к этим танцам необходимо тиражировать по всем домам культуры на всей территорий Северной Осетии.
Очень важно чтобы центр под названием «Хъазт» в плане своей работы имел намерение проводить мастер-классы для подготовки распорядителей танцев (чегъре), а также выезды в населенные пункты на местные хъазт. Центр под названием «Хъазт» должен иметь свой интернет портал, в котором размещается информация об уже организованных и проведенных хъазтов. А так же очень важно указывать график предстоящих хъазтов с точным указанием населенного пункта Северной Осетии. Важно так же вставлять контакты лиц принимающей стороны, т.е. тех персон, кто обеспечивает организацию площадки и, по мере возможности, музыкального сопровождения.
Чегъре. Как правило, в быту в старые времена, это был однозначно женатый мужчина, имевший непререкаемый авторитет у сельчан. Его компетентность и знание канонов, устоев и традиций танцевального действа были глубоки. При это он в большей степени выступал, если так можно выразится, репетитором-педагогом или танцмейстером нежели самим исполнителем, как могло бы многим показаться. Хотя по рассказам старожил Даргавского и Куртатиского ущелий, некоторые чегъре в прошлом действительно являлись виртуозами почти всех танцев организованных на хъазт.
должен быть в одном лице репетитором, укатывающим участникам танца, куда надо двигаться и что делать, а также одновременно быть конферансье, привлекающим аудиторию наблюдателей к хъазтовому действу, и вовлекающим новых участников в танец. Это значит, что чегъре должен обладать разносторонними качествами и быть мастером своего дела. Выбор такого "заводилы" нуждается в проведении специального целевого ежегодного смотра-конкурса. Обязанности современного чегъре должны носить обучающий и просветительский характер. Базовый текст должен включать лаконичную информацию по каждому из трех традиционных танцев и нетрадиционных танцах и плясках, которые когда-либо в разные периоды появлялись истории хъазтового действа. В их число входили танцы характера перепляса: "Устыты кафт", ""Лæгты кафт", "Хъамаджын кафт" и другие. Так как в осетинском языке между понятиями "танец" и "пляска" ("пляс") не существовало различий, то народ применял только одно слово "кафт".
Инструменты популяризации принципов "хъазт" . . .
Информация не должна оседать только внутри представителей центра "Хъазт". На первых порах ее необходимо распространять и популяризировать посредством отдельной передачи на телевидении и радио, публикаций в периодической печати. Очень ценным будет выпуск отдельной брошюры, в которой есть рекомендации и краткий конферанс для чегъре (распорядителя танцев), который ведет и руководит хъзтом все-таки в качестве конферансье.
Процедура организации выездного хъазт.
Во время переговоров с принимающей стороной важно оговорить условия, в которых важно утвердить:
- Чегъре
- точный адрес площадки места действия;
- контактные телефоны людей, организующих прием хъазтовой группы;
- оговорить время начала и окончания мероприятия;
- чьи музыканты будут аккомпанировать;
- очередность номеров;
- определить зону задника и зрительской зоны;
- обеспечении танцующих девушек специальными юбками с заворотом на завязках;
Сопутствующие хъазту номера песенного народного творчества
Песни должны быть массового характера, легко и доступно осваиваемые присутствующими зрителями. Песни лирические, задорные и шуточные с неплотным количеством слов в одной строке, обеспечивающей распевность. С незатейливым и безобидным смыслом. А вот присутствие героических песен на современном народном гулянье хъазт нежелательно. По мнению большинства осетинских лингвистов, этнографов и фольклористов, героические песни пели только в процессе похоронно-поминального обряда, скорбя о погибшем в бою. Это был своего рода обрядовый плач с функцией некролога, в котором выражали, не только горе и скорбь, но и восхваляли. Этот песенный плач осуществляли только мужчины и только по мужчинам, погибшим в бою или павшим в значимых трагических обстоятельствах. Мужчины причитали, говоря о мужской доблести покойного в сражениях или битвах.
Наиболее важной и ключевой фигурой, способной красиво, артистично, конферансно провести хъазт - является распорядитель танца, он же его сопроводитель и проводник- это чегъре.
Смотр-конкурс на звание "Лучший чегъре" ("Лучший распорядитель танца")
(расписать положение и критерии оценки) . . .