ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

"Критик в народном танце"

"Вы можете считать себя состоявшимся лишь с того момента,  лишь с того момента, когда лучшие представители вашей профессии позволят вам их критиковать".  (Х.П.Варзиев)

__________________________________________________________________________________________________ 

"Критика в народном танце . . . 

Критик - друг или враг? 

Нужно признать, что на территории Северной Осетии полноценной системы независимой критики, как важного  инструмента, обеспечивающего прогресс в искусстве народного танца, не существовало вплоть до начала десятых годов 21 века.  Отдельными проявлениями критики были, как правило, заказные газетные хвалебные статьи или статьи легкого недовольства по типу «могли бы станцевать лучше».

Став в 1956 году в возрасте 18-лет артистом Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии, я по молодости своих лет не понимал, как может критиковать работу постановщика или исполнителя, человек, который никогда не сталкиваться с хореографией на практике и, тем более, какие может теоретик обнаружить ошибки у профессионального дипломированного образованного и грамотного практика?  Но, уже к 1960-го году у меня накопилось осознанное несогласие с некоторым постановочным приемам, в  в работах существующего репертуара нашего главного ансамбля.  Говорить открыто о своем недовольстве работой коллег, что являлось, мягко говоря, дурным тоном и вот тогда я задумался о том, что в республике  в сфере народного танца отсутствуют те специалисты,  с чьим авторитетным мнением будет считаться даже самый именитый постановщик или исполнитель.  

Но самый важный вывод я сделал в период учебы в ГИТИСе когда стал понимать, что присутствие в народном танце профессиональной критики,способно в образовывать массового зрителя, повышая уровень компетентности и являясь в некоторой степени посредником между творческим продуктом балетмейстера и зрителем.  

Критик  – это тот же зритель, только не среднестатистический, а с более высокой компетенцией, охватывающей  более широкий спектр дисциплин конкретной сферы, с умением анализировать и объективно оценивать происходящие явление.

Критик в народном танце  –  это  профессионально подготовленный знаток,  постоянно следящий за  творческим продуктом балетмейстеров или исполнителей и регулярно оценивающий и  в дальнейшем публикующий свои наблюдения в периодических изданиях в открытом доступе. Кроме точки  зрения, грамотно построенной на взвешенных аргументированных суждениях, позволяющих профессионально разбираться в народном танце, критику доказывая свою высокую профессиональную репутацию необходимо обладать личностными качествами, такими как, исключительный вкус, сосредоточенность внимания, образность мышления, отсутствие предвзятости, безусловный такт и хорошая память, чтобы вдруг поразить всех важным фактом, событием или неслыханной информацией.

Так как специальность «критик» в вузах бывшего СССР отсутствовала, то, как правило, профессиональными критиками становились выпускники факультетов теории и истории конкретного вида искусства. По сути, критики существовали еще со времен Древней Греции, когда среди философов,  мыслителей  и общественных деятелей находились персоны, периодически дававшие театральным действам оценку, способную повлиять на  дальнейшую карьеру  актера или постановщика, формируя степень их известности или, наоборот, дурной славы.

Любой истинный балетмейстер, как создатель-практик, как правило, желает не просто знать профессиональное осмысленное и обоснованное  мнение о своем  продукте именно от эксперта с репутацией компетентного в теории постановочного искусства человека, причем сформированной годами. 

Критик, становится авторитетным специалистом в сфере народного танца лишь тогда, когда имеет ощутимый багаж знаний и, в отличие от обычного зрителя. Это позволяет ему в качестве эксперта оценивать увиденное более хладнокровно, без явной демонстрации эмоций личного восприятия. Вот такая тотальная справедливость абсолютно ко всем без исключения авторитетам в народном танце создает ему  статус объективного оценщика, влияющего на общественное мнение  и формирующего его. 

Специалист-критик должен понимать, что обсуждая одну работу, он обязан эту работу  сравнить с другими  работами, причем компетентно,  начиная с обсуждения  искусства и мастерства постановки и исполнения, заканчивая  сценографией,  аккомпанементом и другими сторонами народного танца.  В связи с этим, конфликты между критиком и творцом неизбежно случаются от элементарной  некомпетентности и необъективности критика либо завышенной самооценки творца.

Мои наблюдения выявили, что  развитие хореографического искусства в осетинском  народном танце в настоящее время, время десятых годов 21 века тормозит отсутствие в народном танце специалистов структурно и объективно исследовавших музыкально-хореографические составляющие сценического хореографического искусства именно раннего советского периода.  Кроме того относительно  хореографии советского периода отсутствует профессиональная  фиксация образцов новых веяний – модернизма,  абстракционизма, эклектизма и др. Специалисты слабо   владеют историко-архивными сведениями о творчестве исполнителей и хореографов, а так же специалистов смежных наук: литературоведения, театроведения, музыковедения, фольклористики, журналистики, культурологии и других.

Критик - единомышленник.

Правила хорошего тона и профессиональная этика не позволяли творцам публично критиковать других творцов, тем более в присутствии непосвященных или дилетантов. Балетмейстер, кто ориентирован на высокую планку собственного развития, может совершенствоваться и прогрессировать только в том случае, если как творец, он, в том числе умеет быть самокритичным и терпимым к критике специалистов. Но для этого, он сам должен быть способен  фиксировать и детально разбирать  критику и приводить в свое оправдание не менее грамотные и компетентные контр аргументы. Кроме того, в таком сложном хореографическом искусстве,  как  народный танец, где пунктов грубого нарушения канонов может быть предостаточно, обсуждение этих нарушений в кругу коллег или в присутствии посвященных, является важной необходимостью. Сложность в работе комиссии при оценке  работы постановщика народного танца   не только на международных, но и всероссийских и межрегиональных   конкурсах и смотрах создает высокая степень субъективности народного танца, в сравнении с классическим балетом. Составу комиссии и критикам, не имеющим глубоких познаний в народной танцевальной культуре конкретно народа, объективно оценить работу постановщика или исполнителя невозможно, если в составе комиссии или среди аккредитованных критиков нет представителей от конкретного народа. Поэтому  без этого условия оценка комиссии не может быть объективной. 

Часто в виде оправдательного  аргумента перед критикой внутри своей республики, многие постановщики, работающие в народном танце, приводят  факты, опубликованные в средствах массовой информации о «теплом» приеме или бурных овациях зрителя, особенно зарубежного. После таких аргументов хочется спросить, понимает ли постановщик то, что эта похвала чаще всего является проявлением элементарной вежливости, а не объективной оценкой  истинного состояния творческого продукта воспроизводимого коллективом. Для постановщика,  работающего в народном танце, самым важным признанием является признание своего зрителя, своих критиков и своего общества. Потому что только внутри народа может формироваться самый главный критерий признания – это степень народности работы, степень достоверности  народного духа и соблюдения народных танцевальных устоев в представленном творческом продукте. Это означает, что  главнейшей задачей  каждого балетмейстера-народника в деле развития и совершенствования искусства в народном танце является  сохранение народной танцевальной культуры.

Поэтому очень надеюсь на добропорядочные отношения внутри балетмейстерского или хореографического сообщества, в котором будет формироваться общее почтение к народному танцу.  В связи с этим, я очень надеюсь, что мои идеи далеких 1971-х годов по организации такого места, где балетмейстеры и хореографы, работающие в направлении «народный танец»  могут объединиться в форме союза, общества, ассоциации или мастерской. Это позволит им, наконец, вступить,  по сути,  в нравственный сговор на основе прозрачных отношений в первую очередь не для развития и совершенствования искусства народного танца, а для сохранения и возрождения народной  танцевальной культуры и ее  успешной популяризации.

 

________________________________________________________________________________________