ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

"Хореографическое наследие"

Говоря о нужности включения в репертуар каждого ансамбля народного танца базового набора народных осетинских  танцев, нельзя не указать на то,  что осетинская хореография имеет богатый арсенал разноплановых и разнохарактерных постановок, успешно используемых и бережно хранимых когда-то  Государственным ансамблем  народного танца образца с конца 50-ых до конца 60 годов.

К  танцам, которые вполне могут составлять классическое наследиеосетинской хореографии,  через которые можно в  какой-то степени понять  осетинскую культуру, относятся танцы: «Щимд», «Хонга» («Приглашение»), «Жилга» («Круговой»), «На  носках», «С кинжалами», «Игры чабанов», «Джигиты», «Соревнование», «Шой» («Къаехцганан»), «Ног бон изар» («Хадзаронта»), «Поединок», «Джуг-тур», «Семь братьев гор».

Ансамблю свойственно не только сохранение хореографического наследия народа, не только обращение осетин в прошлое, хороводам, игрищам… воссоздавать картины прошлого. Пополняя репертуар старинными танцами, осетинская хореография не останавливается в своем развитии. Но зритель хочет видеть новые танцы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня: танцы увлекательные и красивые, отражающие новые современные эстетические нормы и имеющие воспитательный характер. Создание таких танцев - одна из первоочередных задач. Большое место в репертуаре должно отводиться героической теме.

1. «Симд»

Этот старинный массовый осетинский народный танец, в котором  принимали участие мужчины и женщины, был особенно любим осетинским народом в дореволюционной Осетии за то, что именно в этом танце стирались грани между богатыми  и бедными. Но это отнюдь не означало, что отдельную танцевальную пару могли составлять представители разного сословия общества, но то, что пара одного слоя танцевала с парой другого – факт. Тем самым, этот танец укреплял общественное самосознание внутри конкретного населенного пункта.  Если раньше по закону адата были запрещены свидания влюбленных, то в этом танце  симпатизирующие друг  другу парень и девушка имели возможность встретиться. Здесь мужчина мог взять под руку свою возлюбленную, здесь он мог выразить свои чувства и объяснить свои намерения и получить благосклонность или отказ.

«Щимд», говоря языком балетмейстера,  исполняется в характере бального танца, организовываясь на всех торжествах: свадьбах и народных праздниках. И хоть этот танец, в отличие от других осетинских народных танцев, не имеет бурного и задорного характера, в нем мужчина максимально подтянут и грациозен. Ни в одном повороте, жесте, мимике и позе не чувствуется несобранность. Его весь внутренний темперамент обращен к ней. Парень ни на секунду не сводит глаз с девушки, максимально бережливо и заботливо ведя ее в танце. Она плывет с ним словно лебедь, скромно опустив глаза, но в е скромности чувствуется несовместимый букет чувств: гордость и чувственность, достоинство  и темпераментность. И только давая ему  положительный ответ на его предложение, она изредка позволяет себе поднять на него глаза, одарив его чувственным взглядом. 

2. «Хонгæ». 

3. «Тымбыл» («Зилгæ»)

 

виртуозностью, темпераментом и высокой техникой исполнения.

4. «На  носках»

виртуозностью, темпераментом и высокой техникой исполнения. 

5. «С кинжалами»

 задача стоит не только в том, чтобы держать 16 кинжалов во рту, но и лихо танцевать с ними, уметь обращаться с ними и в бурном танце поражать цель.

6. «Игры чабанов»

Это именно тот современный народный сценический танец, где в избытке народный юмор, жизнерадостность и веселье.   И хотя на сцене нет декораций и других атрибутов, дополняющих обстановку и настроение, зритель оказывается  высоко в горах в веселом хороводе чабанов, веселой атмосфере, которую создают артисты ансамбля своим  мастерством,  техничностью и артистизмом, создавая впечатление отсутствия рампы между зрителями и артистами.

7. «Джигиты»
8. «Соревнование»
9. «Шой».                                                      

Обращение в прошлое обрядов - одна из характерных особенностей ансамбля.

В тяжелых условиях жизни, в дореволюционной горной Осетии, мужчина по рождению был всем: будущим кормильцем семьи, охотником, добытчиком, воином, продолжателем рода. И поэтому особенно радостным считался праздник в честь новорожденного мальчика, где его торжественно прославляли.

Ценность  постановки  заключается  в том, что  осетинский обрядовый хоровод «Шой» в той степени прижился в народе и нашел свое место в жизни народа, как в Белоруссии «Бульба» и в Молдавии «Жок».

10. «Семь братьев гор» - Хореографическая легенда.

Жили семь братьев у крутой скалы. Однажды, во время охоты они  убили тура, который был любим покровителем охоты Фсати. 

«У разгневанного Фсати краток разговор - обратил он дерзких        братьев в семь высоких гор».

У всех заколдованных  братьев осталось семь невест, которые каждый день приходят к подножью этих гор.

«Как одно большое сердце семь сердец стучат».

Сколько горя в движениях этих девушек, сколько любви к этим братьям.                                

«…и не выдержали горы горя крик живых, человеческое горе             разбудило их…»

Сказано, что любовь превыше всяких чувств. Она влияет на благополучное разрешение: 

«... по тропинкам и по склонам девушки скорей  вот выходят из расщелин  семь богатырей…».

Чтобы быть немногословным, о постанове остается сказать, что старинная легенда о теме любви так же звучит по-современному. В этом большая заслуга композитора и постановщика.

11. «Поединок» - хореографическая картинка

В  интригующей развитием событий постановке «Поединок», где говориться о большом уважении к женщине, которой стоило  бросить свой платок между  двумя  ссорящимися мужчинами, чтобы  остановить не только схватку, но и тем самым примирить два рода в схватке на почве кровной мести.

В новых  интерпретациях постановка, безусловно, звучит по-современному, но все эти разно сюжетные постановки объединяет одна единственная деталь - присутствие в кульминации «брошенный женщиной платок».

12. «Джуг-тур»

Большое место в репертуаре ансамбля должно отводиться героической теме, которая отражена в постановке «Джук-тур». Содержание номера выражает борьбу за свободу и независимость, за прекрасные идеалы. Решение аллегорическое. У осетин символом свободы и красоты считается тур, поэтому основа хореографического языка состоит из движений тура. В борьбе с силами зла он погибает, но погибает непобежденным, оставаясь преданным своим жизненным идеалам.

13. «Мать»

 

.