"Хореографическое наследие"
Говоря о нужности включения в репертуар каждого ансамбля народного танца базового набора народных осетинских танцев, нельзя не указать на то, что осетинская хореография имеет богатый арсенал разноплановых и разнохарактерных постановок, успешно используемых и бережно хранимых когда-то Государственным ансамблем народного танца образца с конца 50-ых до конца 60 годов.
К танцам, которые вполне могут составлять классическое наследиеосетинской хореографии, через которые можно в какой-то степени понять осетинскую культуру, относятся танцы: «Щимд», «Хонга» («Приглашение»), «Жилга» («Круговой»), «На носках», «С кинжалами», «Игры чабанов», «Джигиты», «Соревнование», «Шой» («Къаехцганан»), «Ног бон изар» («Хадзаронта»), «Поединок», «Джуг-тур», «Семь братьев гор».
Ансамблю свойственно не только сохранение хореографического наследия народа, не только обращение осетин в прошлое, хороводам, игрищам… воссоздавать картины прошлого. Пополняя репертуар старинными танцами, осетинская хореография не останавливается в своем развитии. Но зритель хочет видеть новые танцы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня: танцы увлекательные и красивые, отражающие новые современные эстетические нормы и имеющие воспитательный характер. Создание таких танцев - одна из первоочередных задач. Большое место в репертуаре должно отводиться героической теме.
1. «Симд»
Этот старинный массовый осетинский народный танец, в котором принимали участие мужчины и женщины, был особенно любим осетинским народом в дореволюционной Осетии за то, что именно в этом танце стирались грани между богатыми и бедными. Но это отнюдь не означало, что отдельную танцевальную пару могли составлять представители разного сословия общества, но то, что пара одного слоя танцевала с парой другого – факт. Тем самым, этот танец укреплял общественное самосознание внутри конкретного населенного пункта. Если раньше по закону адата были запрещены свидания влюбленных, то в этом танце симпатизирующие друг другу парень и девушка имели возможность встретиться. Здесь мужчина мог взять под руку свою возлюбленную, здесь он мог выразить свои чувства и объяснить свои намерения и получить благосклонность или отказ.
«Щимд», говоря языком балетмейстера, исполняется в характере бального танца, организовываясь на всех торжествах: свадьбах и народных праздниках. И хоть этот танец, в отличие от других осетинских народных танцев, не имеет бурного и задорного характера, в нем мужчина максимально подтянут и грациозен. Ни в одном повороте, жесте, мимике и позе не чувствуется несобранность. Его весь внутренний темперамент обращен к ней. Парень ни на секунду не сводит глаз с девушки, максимально бережливо и заботливо ведя ее в танце. Она плывет с ним словно лебедь, скромно опустив глаза, но в е скромности чувствуется несовместимый букет чувств: гордость и чувственность, достоинство и темпераментность. И только давая ему положительный ответ на его предложение, она изредка позволяет себе поднять на него глаза, одарив его чувственным взглядом.
2. «Хонгæ».
3. «Тымбыл» («Зилгæ»)
виртуозностью, темпераментом и высокой техникой исполнения.
4. «На носках»
виртуозностью, темпераментом и высокой техникой исполнения.
5. «С кинжалами»
задача стоит не только в том, чтобы держать 16 кинжалов во рту, но и лихо танцевать с ними, уметь обращаться с ними и в бурном танце поражать цель.
6. «Игры чабанов»
Это именно тот современный народный сценический танец, где в избытке народный юмор, жизнерадостность и веселье. И хотя на сцене нет декораций и других атрибутов, дополняющих обстановку и настроение, зритель оказывается высоко в горах в веселом хороводе чабанов, веселой атмосфере, которую создают артисты ансамбля своим мастерством, техничностью и артистизмом, создавая впечатление отсутствия рампы между зрителями и артистами.
7. «Джигиты»
8. «Соревнование»
9. «Шой».
Обращение в прошлое обрядов - одна из характерных особенностей ансамбля.
В тяжелых условиях жизни, в дореволюционной горной Осетии, мужчина по рождению был всем: будущим кормильцем семьи, охотником, добытчиком, воином, продолжателем рода. И поэтому особенно радостным считался праздник в честь новорожденного мальчика, где его торжественно прославляли.
Ценность постановки заключается в том, что осетинский обрядовый хоровод «Шой» в той степени прижился в народе и нашел свое место в жизни народа, как в Белоруссии «Бульба» и в Молдавии «Жок».
10. «Семь братьев гор» - Хореографическая легенда.
Жили семь братьев у крутой скалы. Однажды, во время охоты они убили тура, который был любим покровителем охоты Фсати.
«У разгневанного Фсати краток разговор - обратил он дерзких братьев в семь высоких гор».
У всех заколдованных братьев осталось семь невест, которые каждый день приходят к подножью этих гор.
«Как одно большое сердце семь сердец стучат».
Сколько горя в движениях этих девушек, сколько любви к этим братьям.
«…и не выдержали горы горя крик живых, человеческое горе разбудило их…».
Сказано, что любовь превыше всяких чувств. Она влияет на благополучное разрешение:
«... по тропинкам и по склонам девушки скорей вот выходят из расщелин семь богатырей…».
Чтобы быть немногословным, о постанове остается сказать, что старинная легенда о теме любви так же звучит по-современному. В этом большая заслуга композитора и постановщика.
11. «Поединок» - хореографическая картинка
В интригующей развитием событий постановке «Поединок», где говориться о большом уважении к женщине, которой стоило бросить свой платок между двумя ссорящимися мужчинами, чтобы остановить не только схватку, но и тем самым примирить два рода в схватке на почве кровной мести.
В новых интерпретациях постановка, безусловно, звучит по-современному, но все эти разно сюжетные постановки объединяет одна единственная деталь - присутствие в кульминации «брошенный женщиной платок».
12. «Джуг-тур»
Большое место в репертуаре ансамбля должно отводиться героической теме, которая отражена в постановке «Джук-тур». Содержание номера выражает борьбу за свободу и независимость, за прекрасные идеалы. Решение аллегорическое. У осетин символом свободы и красоты считается тур, поэтому основа хореографического языка состоит из движений тура. В борьбе с силами зла он погибает, но погибает непобежденным, оставаясь преданным своим жизненным идеалам.
13. «Мать»
.