ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Формирование народных тем

Я не утверждаю на том, что программу коллектива нужно строить только из одних лишь осетинских народных танцев, но важно знать и учитывать постановщикам и балетмейстерам Осетии, что мало чья республика может иметь такое количество народных танцеваальных тем, как  Осетия, а значит важно стремиться к наибольшему охвату этих тем. Потому что, это количество позволяет ставить полноценную концертную программу любому коллективу, в том числе профессиональному работающему даже в два расширенных отделения.

В худшем случае в осетинской хореографии есть те пять-шесть народных танцев, которые обязаны базовый комплект в репертуаре  каждого  осетинского  ансамбля народного танца, особенно тех коллективов, кто имеет звание «народный».

К этим танцам, которые будут являться основой в репертуаре любого коллектива народного танца, должно быть обращено особе внимание, так как эти танцы, причастны  к традиционным танцам, а значит, несут традиции своего народа, характеризуют народ и доносят в последующие поколения эту «народность», которую даже с позиции культурного человека и тем более патриота, нужно чтить. Значит, они обязаны быть гвоздем в программе и иметь наиболее тщательно проработанный с точки зрения постановочного искусства грамотный композиционный план, сохраняющий все  каноны,  присущие каждому танцу.

Кроме того, постановщикам важно иметь в виду, что есть массовые традиционные  танцы, которые несут своей массовостью определенный  постановочный смысл. Я не имею в виду массовые танцы по типу «Молодежный» и ему подобные, а конкретизирую – танец «Щимд».

С начала 21 века многие постановщики, чьи хореографические постановки создавались на «народном» материале стали часто выпускать  на сцену, если так можно выразиться, отредактированные танцы. То есть, танцы, в которых  изначально  заложена массовость, выпускались на сцену с  сокращенным  числом исполнителей,  закономерно нарушая изначально заложенную постановочную суть массового танца. На восемь пар танец «Щимд».

При этом, мысль о том, что если в репертуаре каждого ансамбля будут  5-6 базовых народных танца, то на этом темы осетинской хореографии исчерпаны,  нужно считать неверной,  потому что  в осетинской культуре достаточно  хороводов и  обрядов, чье содержание для небезразличного к народной культуре  постановщика с успехом решается хореографическим языком.

Не нужно  далеко ходить за примером. Рассмотрим обрядовый хоровод «Шой» в репертуаре государственного ансамбля народного танца «Алан»,  на основании  детального изучения которого, каждый постановщик в жанре «народный танец» может  подобным методом разработать хотя бы один из многочисленных хороводов и обрядов, существующих у осетин.

Такая тактика поспособствует  развитию постановочного мастерства осетинских  хореографов, которые смогут  ставить  свои собственные постановки на основе обрядовых мотивов и не копировать  целиком композицию «Шой», чтобы перенести ее в  репертуар какого-нибудь танцевального коллектива.

Нельзя забывать и о выборе свободной темы, которая может относиться не только к лирическим, трудовым или героическим сюжетам  или сюжетам быта, но и по сюжетам литературных источников,  народных песен или знаковых  событий в истории осетинского народа.  

И когда в большинстве своем репертуары танцевальных ансамблей будут строиться на основе осетинских народных танцев, базирующихся на сюжетах осетинских обрядов и хороводов, вот тогда осетинскому танцу ничего  будет бояться, потому что не будет ничего угрожать. Главной опасностью для осетинского народного танца является  проникновение инородных танцевальных элементов, а так же некорректное перемешивание осетинских танцевальных элементов внутри осетинских танцев, не позволяющим  сохранять  танцам самостоятельность и самобытность.

Именно так должен поступать балетмейстер любой национальности, который хочет сохранить свой родной танец. 

И еще. Ошибочным и тормозящим профессиональное развитие балетмейстера,  постановщика и исполнителя является  восприятие профессиональной похвалы от людей несведущих в жанре «народный танец» и тем более осетинском хореографической культуре. Гордиться перед кем бы то ни было похвалой необразованного зрителя – верх неуважения в профессии. В профессии однозначно важны только замечания специалистов и рецензии опытных критиков. Профессионал  должен воспринимать эпитеты несведущего зрителя с вежливостью и почтением, не более.

Тематическое наполнение репертуара.

Ценность и жизнеспособность художественной самодеятельности заключена в многообразии ее форм и  творческом взаимодействии этих форм, в том числе и фольклорных.

Фольклорные произведения и обрядовые мотивы, используемые в различных жанрах художественной самодеятельности, безусловно, в избытке существуют в нашей республике,  и степень их использования зачастую зависит не только от специфики жанра, но и в умении применять этот материал, как например, в области хореографического  искусства.

Недостаточное внимание к фольклорным традициям значительно обедняющее репертуар коллективов народного танца, существует не только за счет отсутствия  грамотности в восстановлении традиционных танцев полностью основанных на народной пластике без какой-либо стилизации и привнесения в них танцевальных движений из культур других народов, но и неумелого использования фольклорных мотивов в сюжетных постановках.

Чрезмерное  увлечение стилизацией в национальной хореографии, чей репертуар строится на народной основе, к сожалению, часто уводит некоторых балетмейстеров даже от реалий цветового решения костюма, который может в значительной степени  повлиять на достоверность постановки. Такой казус продемонстрировал, например, руководитель ансамбля «Иристон», смело решивший одеть девушек в танце "Симд в траурные платья черного цвета.

Ничтожно малое количество постановок построенных на сюжетах традиционных обрядов,  продолжает оставаться на том же недопустимом уровне несмотря на наличие более, чем достаточного материала осетинского традиционного фольклора: семейная обрядность: укладывание в колыбель, свадьба, и т.д. и календарная обрядность: новый год, масленица, моление о дожде, вывод невест к роднику и т.д.

Удивительное пренебрежительное отношение балетмейстеров проглядываются по отношению к  богатому материалу, накопленному в прозаическом фольклоре: легенды, предания, сказания, так же в эпосе осетинского народа, а так же в народном песенном материале.

Относительно благополучно обстоят дела с использованием фольклора в коллективах фольклорных и фольклорно-этнографических, потому что в репертуаре некоторых  есть фрагменты свадебного и новогоднего обряда.  

Небрежности в использовании фольклора всё же случаются, как например, в некоторых ансамблях, в которых танец "Чепена" почему-то исполняется и мужчинами и женщинами, несмотря на то, что танец носит сакрально-магический характер и исполняется только взрослыми мужчинами.

Казачьи коллективы продолжают приятно удивлять специалистов своим стремлением ставить яркие обрядовые постановки, среди которых нужно отметить и "Свадьба" ансамблей ДК станицы Николаевская и РДК города Ардон, и "Масленица" ДК станицы Архонская и т.д.

Недопустимо упрощенную традиционную основу используют многие ансамбли в распространенной постановке танца «Поединок», исполняемого в разной трактовке. Жаль, что ушли безвозвратно яркие постановки в народном ансамбле песни  и танца "Кафт" РДК г. Дигора: "Нарты" и "Сой".

Жадно тяготея к танцам других народов Кавказа,  танцевальные коллективы Осетии сегодня почему-то не подумали связать свои постановки, например, с обычаями аталычества, куначества как у постановщика Тедеева. Значительный национальный колорит можно придать танцу при использовании предметов носящих ярко выраженный этнографический характер,  например,  "Танец с кувшинами", который довольно  редко встречается в репертуаре наших танцевальных коллективов.  В нем можно обыграть и чашу, и косынку, и люльку и т.д. 

Применение фольклорной основы с развернутой детальной проработкой с точки зрения хореографии или подбора музыкального материала, на основе глубоких навыков драматургического развития действия сумеет сегодня оправдать усилия балетмейстера-постановщика в стремления сохранять самобытность коллектива и придавать национальный колорит всем исполняемым произведениям.

Наличие балетмейстерской грамотности постановщика и его компетентность  в обращении с традиционным фольклором и этнографии позволит ему добиться желаемых результатов и кротчайшим путем  достичь  профессиональных целей. 

Итак, подробнее.