Формирование народных тем
Я не утверждаю на том, что программу коллектива нужно строить только из одних лишь осетинских народных танцев, но важно знать и учитывать постановщикам и балетмейстерам Осетии, что мало чья республика может иметь такое количество народных танцеваальных тем, как Осетия, а значит важно стремиться к наибольшему охвату этих тем. Потому что, это количество позволяет ставить полноценную концертную программу любому коллективу, в том числе профессиональному работающему даже в два расширенных отделения.
В худшем случае в осетинской хореографии есть те пять-шесть народных танцев, которые обязаны базовый комплект в репертуаре каждого осетинского ансамбля народного танца, особенно тех коллективов, кто имеет звание «народный».
К этим танцам, которые будут являться основой в репертуаре любого коллектива народного танца, должно быть обращено особе внимание, так как эти танцы, причастны к традиционным танцам, а значит, несут традиции своего народа, характеризуют народ и доносят в последующие поколения эту «народность», которую даже с позиции культурного человека и тем более патриота, нужно чтить. Значит, они обязаны быть гвоздем в программе и иметь наиболее тщательно проработанный с точки зрения постановочного искусства грамотный композиционный план, сохраняющий все каноны, присущие каждому танцу.
Кроме того, постановщикам важно иметь в виду, что есть массовые традиционные танцы, которые несут своей массовостью определенный постановочный смысл. Я не имею в виду массовые танцы по типу «Молодежный» и ему подобные, а конкретизирую – танец «Щимд».
С начала 21 века многие постановщики, чьи хореографические постановки создавались на «народном» материале стали часто выпускать на сцену, если так можно выразиться, отредактированные танцы. То есть, танцы, в которых изначально заложена массовость, выпускались на сцену с сокращенным числом исполнителей, закономерно нарушая изначально заложенную постановочную суть массового танца. На восемь пар танец «Щимд».
При этом, мысль о том, что если в репертуаре каждого ансамбля будут 5-6 базовых народных танца, то на этом темы осетинской хореографии исчерпаны, нужно считать неверной, потому что в осетинской культуре достаточно хороводов и обрядов, чье содержание для небезразличного к народной культуре постановщика с успехом решается хореографическим языком.
Не нужно далеко ходить за примером. Рассмотрим обрядовый хоровод «Шой» в репертуаре государственного ансамбля народного танца «Алан», на основании детального изучения которого, каждый постановщик в жанре «народный танец» может подобным методом разработать хотя бы один из многочисленных хороводов и обрядов, существующих у осетин.
Такая тактика поспособствует развитию постановочного мастерства осетинских хореографов, которые смогут ставить свои собственные постановки на основе обрядовых мотивов и не копировать целиком композицию «Шой», чтобы перенести ее в репертуар какого-нибудь танцевального коллектива.
Нельзя забывать и о выборе свободной темы, которая может относиться не только к лирическим, трудовым или героическим сюжетам или сюжетам быта, но и по сюжетам литературных источников, народных песен или знаковых событий в истории осетинского народа.
И когда в большинстве своем репертуары танцевальных ансамблей будут строиться на основе осетинских народных танцев, базирующихся на сюжетах осетинских обрядов и хороводов, вот тогда осетинскому танцу ничего будет бояться, потому что не будет ничего угрожать. Главной опасностью для осетинского народного танца является проникновение инородных танцевальных элементов, а так же некорректное перемешивание осетинских танцевальных элементов внутри осетинских танцев, не позволяющим сохранять танцам самостоятельность и самобытность.
Именно так должен поступать балетмейстер любой национальности, который хочет сохранить свой родной танец.
И еще. Ошибочным и тормозящим профессиональное развитие балетмейстера, постановщика и исполнителя является восприятие профессиональной похвалы от людей несведущих в жанре «народный танец» и тем более осетинском хореографической культуре. Гордиться перед кем бы то ни было похвалой необразованного зрителя – верх неуважения в профессии. В профессии однозначно важны только замечания специалистов и рецензии опытных критиков. Профессионал должен воспринимать эпитеты несведущего зрителя с вежливостью и почтением, не более.
Тематическое наполнение репертуара.
Ценность и жизнеспособность художественной самодеятельности заключена в многообразии ее форм и творческом взаимодействии этих форм, в том числе и фольклорных.
Фольклорные произведения и обрядовые мотивы, используемые в различных жанрах художественной самодеятельности, безусловно, в избытке существуют в нашей республике, и степень их использования зачастую зависит не только от специфики жанра, но и в умении применять этот материал, как например, в области хореографического искусства.
Недостаточное внимание к фольклорным традициям значительно обедняющее репертуар коллективов народного танца, существует не только за счет отсутствия грамотности в восстановлении традиционных танцев полностью основанных на народной пластике без какой-либо стилизации и привнесения в них танцевальных движений из культур других народов, но и неумелого использования фольклорных мотивов в сюжетных постановках.
Чрезмерное увлечение стилизацией в национальной хореографии, чей репертуар строится на народной основе, к сожалению, часто уводит некоторых балетмейстеров даже от реалий цветового решения костюма, который может в значительной степени повлиять на достоверность постановки. Такой казус продемонстрировал, например, руководитель ансамбля «Иристон», смело решивший одеть девушек в танце "Симд в траурные платья черного цвета.
Ничтожно малое количество постановок построенных на сюжетах традиционных обрядов, продолжает оставаться на том же недопустимом уровне несмотря на наличие более, чем достаточного материала осетинского традиционного фольклора: семейная обрядность: укладывание в колыбель, свадьба, и т.д. и календарная обрядность: новый год, масленица, моление о дожде, вывод невест к роднику и т.д.
Удивительное пренебрежительное отношение балетмейстеров проглядываются по отношению к богатому материалу, накопленному в прозаическом фольклоре: легенды, предания, сказания, так же в эпосе осетинского народа, а так же в народном песенном материале.
Относительно благополучно обстоят дела с использованием фольклора в коллективах фольклорных и фольклорно-этнографических, потому что в репертуаре некоторых есть фрагменты свадебного и новогоднего обряда.
Небрежности в использовании фольклора всё же случаются, как например, в некоторых ансамблях, в которых танец "Чепена" почему-то исполняется и мужчинами и женщинами, несмотря на то, что танец носит сакрально-магический характер и исполняется только взрослыми мужчинами.
Казачьи коллективы продолжают приятно удивлять специалистов своим стремлением ставить яркие обрядовые постановки, среди которых нужно отметить и "Свадьба" ансамблей ДК станицы Николаевская и РДК города Ардон, и "Масленица" ДК станицы Архонская и т.д.
Недопустимо упрощенную традиционную основу используют многие ансамбли в распространенной постановке танца «Поединок», исполняемого в разной трактовке. Жаль, что ушли безвозвратно яркие постановки в народном ансамбле песни и танца "Кафт" РДК г. Дигора: "Нарты" и "Сой".
Жадно тяготея к танцам других народов Кавказа, танцевальные коллективы Осетии сегодня почему-то не подумали связать свои постановки, например, с обычаями аталычества, куначества как у постановщика Тедеева. Значительный национальный колорит можно придать танцу при использовании предметов носящих ярко выраженный этнографический характер, например, "Танец с кувшинами", который довольно редко встречается в репертуаре наших танцевальных коллективов. В нем можно обыграть и чашу, и косынку, и люльку и т.д.
Применение фольклорной основы с развернутой детальной проработкой с точки зрения хореографии или подбора музыкального материала, на основе глубоких навыков драматургического развития действия сумеет сегодня оправдать усилия балетмейстера-постановщика в стремления сохранять самобытность коллектива и придавать национальный колорит всем исполняемым произведениям.
Наличие балетмейстерской грамотности постановщика и его компетентность в обращении с традиционным фольклором и этнографии позволит ему добиться желаемых результатов и кротчайшим путем достичь профессиональных целей.
Итак, подробнее.