- Главная
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТАНЦЕ
- Размышление №8
"Внятность сюжета"
Чтобы подобрать оттенки национального колорита устраивающие каждый раздел цикла «Эхо веков», мне было важно пропитать свое сознаие другими видами фольклора и уделить внимание быту различных районов Сверной Осетии.
Изучая фольклор я столкнся с трудностями, связанными с недостатком музыкальных и фольклорных документов конкретной эпохи. Кроме того, не было информации о детализации мотивов традиционных обрядов, которые входили в календарные и семейно-обрядовые праздники осетин и обоснований смыслой нагрузки каждого элемента народной танцевальной лексики традиционных бытовых танцев, которые организовывались внутри увиселительного действа "Хъазт". В связи этим, мне пришлось воспользоваться материалом, собранным мной в 50-60 годах путем простейшего опроса, когда я по крупицам собрал высказывание и воспоминания жителей наиболее почтенного возраста на территории Даргавского и Куртатинского ущелий, а также равнинных населенных пунктов Фарн, Беслан и других поселений горной и равнинной местности Северной Осетии, что помогло детально воссоздавать процедуру протекания традиционных обрядов.
Ограниченность во времени, связанная с работой в ансамбле ГАПиТ и учебой в ГИТИСе не позволила охватить большее количество ущелий Северной Осетии. Но даже опросы в тех районах, в которых я побывал, дали мне ясное представление о сути обрядовых мероприятий, которые касались календарных и семейно-бытовых праздников осетин. Только в начале 2000 годов я понял какой удачей были те состоявшиеся в 50-60 годах проведенные опросы, в которых я успел опросить именно тех, кто не просто имел собственный возраст более 70 лет, но и являлся носителем информации, живьем переданной от родителей и дедов.
О недостатке или нехватке теоретической базы указывал в своих работах в конце 80-ых и середине 90-ых годов, рано ушедший из жизни, осетинский этнолог Вилен Уарзиати автор фундаментальных исследований. В.Уарзиати писал: «…основная масса информации об осетинских танцах относится к концу XIX – началу XX в. и основное внимание в них уделено описанию внешних форм танцев, без малейшей попытки внутреннего анализа. К этому времени хореография осетинских танцев теряет свою тесную связь с комплексом обрядовых действ, что затрудняет анализ культовых функций народной хореографии».
Единственным автором, кто обратил хоть какое-то внимание на описание бытовых народных танцев был уважаемый художник Махарбек Туганов, информацция которого, впервые опубликованным 1957 году, к сожалению, не была в достоточной степени пригодной для постановочной работы в хореографическом искусстве. Думаю, что мой собственный исследовательский материал, сопоставленный с материалом Туганова, позволил мне хоть как-то приблизиться к достоверности при создании традиционных танцев, а так же танцев обряда и праздника. Именно "Ирон арт" стал для меня самым ценным разделом, темы которого отражали тот период Осетии, в который оформился осетинский минталитет, который в немалой степени предопределили наше сегодняшнее национальное мировоззрение и наш особый образ мысли..
Важно указать, что первая часть "Ирон арт" укомплектована темами календарных праздников, цикличность которых основывается на лунном календаре и исчисляется от праздника «Рождества» и до конца года и темами семейно-бытовых праздников, так же имеющих собственный определенный цикл. Поэтому эти темы были объединены под общим названием "Времена года". Вторая часть имеет название "Осетинская сюита", в основе которой лежит тема "Хъазт", которая дополнена темами осетинских мужских развлечений, где проявляются мужские качества, ловкость и удаль. Это массовые мужские танцы: "Чабаны", "Джигиты", "Кинжалы" и другие. Каждая часть раздела "Ирон арт", безусловно, имела право на свой автономный одноактный 60-75 минутный балетный спектакль. наверно в немалой степени предопределивших наше сегодняшнее национальное мировоззрение, наш особый образ мысли и вообще осетинский менталитет.