- Главная
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТАНЦЕ
- Размышление №10
"Постановочный почерк"
Переосмыслив в период обучения в ГИТИСе весь репертуар моего родного ансамбля ГАПиТ Северной Осетии, я, приезжая периодически по приглашению Министерства культуры Северной Осетии в государствтенный ансамбль Северной Осетии, наблюдал слабую подготовленность артистов ансамбля.
Это касалось в большей степени отсутствием хореографического базиса в теле. Кроме того, вряд ли многие из них будучи юнцами, смогли пройти отбор в хореографические заведения. У многих осутствовала необходимая для Уже в процессе учебы у меня начало формироваться несогласие с постановочным подходом хореографического искуссвта - выворотность. Не хватало и артистической подоплеки. Отсутствовал хореографический артистизм... Нет, не театральное актерство, а, именно, хореографический артистизм...
балетмейстеров-народников советского периода в государственных ансамблях народного танца регионов Кавказа, в которых, немалое количество массовых танцев была схожа по манере, базируясь на демонстрации скорости, синхронности и темпераменте исполнения. Не более. В отличие от работ кавказских постановщиков, иначее выглядели работы коллег из государственных ансамблей Молдавии ("Жок") и Украины, ярчайших мэтров народного танца, таких как Владимир Кузьмович Курбет (ансамбль "Жок") и Павел Петрович Вирский (ансамбль ГАНТ Украины).
Если поделить постановщиков на тех, кто сочиняет дивертисментные танцы и тех, кто направляет все на создание действенных танцев, то я причисляю себя ко второй категории. Именно поэтому я не проявлял восторга постановочным работам, в которых сломя голову балетмейстеры гонятся за внешними эффектами, взвинчивая темп и усложняя трюки, превращая танец в бессмыслицу, а точнее сказать, в народный мюзик-холл, при котором артисты одеты в костюмы, стилизованные под народные мотивы. Хочется таким постановщикам посоветовать создать новый жанр с названием "народный мюзик-холл"). К таким балетмейстерам можно отнести Михаила Семеновича Годенко, который умел добиваться от своих исполнителей высочайшего виртуоза скорости и техничности исполнения, слаженной жесткой синхронности и четких выверенных линий и изгибов.
Сомнения моего категоричного неприятия утрированных дивертисментов, нередко схожих, на народный мюзик-холл развеял педагог профессор Захаров. В наших с ним беседах Ростислав Владимирович указывал на то, что в традиционных народных темах поставленных в дивертисментной форме, однозначно заложен определенный смысл,который при всей своей дивертисментной форме в быту, все же на сцене необходимо уметь отражать сюжетом, соответственно, на основе действенного танца. Доклад Ростислава Захарова на открытом научном совете ГИТИСа, который содержал свой положительный отзыв о моей созданной на 3-м курсе ГИТИСа работе "Мать". Этот момент был переломным в моем творчестве. Этот мой продукт был заточен на максимальную действенность, где бОльшая часть танцевальных сцен ни в коем случае не могла носить характер дивертисмента, а была связана с развитием действия, и не приближаться к форме вставного номера. А это значит, что если каой-то фрагмент исключить из композиции, то однозначно пострадают драматургические мотивировки».
Я чувствовал, что был заточен педагогами на несовсем хореографию народного танца, т.е. народного танца в чистом общепринятом на тот момент виде. Закваска, которую мы и в частности я получили в ГИТИСе от специаллистов Большого театра, педагогов классического оперы, балета и драматического театра просто толкала меня тертрализовывать свои представления и обрабатывать пластику балетными инструментами жеста. Я всерьез задумался о новом разделе хореографического искуссвта народного балета Северной Осетии. Почему балета? Потому что . . .
_________________________________________________________________________________________________________