"Чувство меры"
Стремясь усилить лиризм важно не переусердствовать с артистическими приемами жеста, пластики и поз, которые должны быть достаточными и уместными. Такая работа уже была сочинена под рабочим названием "Дуэт" по самостоятельной теме хонга. Оставалось довести некоторые штрихи, апробацию которых я осуществил в существующем танце "Плавный танец". Его я выставил на конкурс, который был в составе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии. Результатом была I Премия "Лучший балетмейстер".
-
- Диплом к золотой медали "Лучший балетмейстер"
- Александр (Алик) Хасиев и Альбина Баева 1968 г.
- Александр (Алик) Хасиев 1971 год.
После этого результата, я твердо знал, что не буду более создавать танец, скомпонованный из самостоятельных осетинских традиционных танцев хонга и зилгæ. Вернувшись из Софии, я знал, в каком виде в танце "Дуэт", сочиненной по теме хонга, оформить кульминацию и в каком месте танца разместить. Награда, которой была высоко оценена моя хореографическая работы, сыграла свою роковую роль. Чиновники от культуры посчитали, если работа получила золотую медаль и была лучшей, значит лучшее должно быть в репертуаре. Никто из них не хотел рисковать чем-то новым и неизвестным. Композиционный план моего сочинения "Дуэт" пролежал на полке около 20 лет до 1987 года. А до этого времени продолжал свое шествие "Плавный танец", закрепляясь в репертуарах всех без исключения взрослых коллективов Северной Осетии.
Вернемся к танцу "Дуэт". Этот танец не был задуман самостоятельным, был по хронометражу короче танца "Плавный" и длился чуть более 2 минут. Название сюиты с превалирующей темой симд, была мной названа также "Симд". Сочиняя текст, я рассчитывал, чтобы за 1/4 часть хронометража смогу полностью держать зрителя в сюжете, чтобы герои смогли зрителя своим общением переживать. Кроме этого вся танцующая масса создала антураж, настроив зрителя на дуэтный танец, в котором за 20-25 секунд приковал к себе внимание зрителя. Я собственноручно пытался на бумаге зафиксировать графически силуэты исполнителей дуэта. Жесты кистей, позы, положение рук и ног, ракурс головы и все детали пластики юноши и девушки в момент растерянности, волнения и ожидания. Я хотел чтобы зритель волновался за исход диалога, не смотря на результат закона жанра - "счастливый конец". Такой подход позволил мне создавать атмосферу, соответствующую осетинскому гендерному общению и приучая зрителя наблюдать совершенно непривычное для него хореографическое поведение с иными приемами демонстрации чувств, нежели той, что была принята хореографической осетинской средой ранее. Создавая, по сути, новый дуэт я собирался ненавязчиво показать постановщикам Северной Осетии, привыкших долгое время применять в осетинских традиционных танцах эпатажно-пафосный холодный набор вычеканенных поз, придуманных Р.А.Чохонелидзе, как можно изменить восприятие зрителя, заменив карикатурную напыщенность на уместную порцию чувственной пастели.
Нередко нелепая и необоснованная демонстрация поз не может иметь свойства вовлекать зрителя в драму чтобы заставить переживать. Мне потребовалось высвободить артистов из «тисков» многолетней двигательной заученности и зашоренности и отвлечь от «голой» техничности. Для этого важно было пропитать артистов новыми приемами выражения мыслей и чувств, привить им умение всю динамику вписывать в обстановку действия.
Иной стояла задача в ситуации, когда применялись два дуэтных танца находившихся рядом и, сопровождающим одно общее действо внутри массового крупозного хореографического полотна. Так было у меня в танце «Осетинская сюита», где в разделе темы зилгæ, я выпустил дивертисментных дуэтных танца (М.Абаев и Г.Ксаева, А.Хасиев и А.Баева).