ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Мужские позицие рук

ТРИ ОСНОВНЫХ СОСТОЯНИЯ КИСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОСЕТИНСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦАХ

Кисть «В КУЛАК»

  • Мужская закрытая кисть в осетинском танце внешне собрана в неполный кулак, не должна быть сильно сжата и в кулаке отсутствует всякое напряжение.
  • Нужная степень сжатия кисти внешне определяется большим пальцем, который своей последней фалангой должен прилегать ко второй фаланге указательного пальца.    
  • Может применяться в действенных и дивертисментных танцах.    

____________________________________________________________________ 

Кисть «ЛИРИЧНАЯ»- РАСКРЫТАЯ ЛАДОНЬ.

Для сдержанных по характеру, лиричных и задушевных мужских образов в действенных и дивертисментных и имеет два положения ладонью вверх и вниз. 

  • Кисть образует свою форму и вид при соблюдении условий:
    • При виде сбоку, каждая верхняя фаланга последующего пальца в естественном расслабленном состоянии равномерно заходит за фалангу предшествующего пальца;
    • При виде сверху, между пальцами допускается слабый просвет, кроме указательного и безымянного пальцев, которые соприкасаются вторыми фалангами;
    • Большой палец
      • При виде кисти сверху, по отношению к оси указательного пальца и всей кисти отходит на величину не более 45 градусов и держится без напряжения;
      • При виде кисти сбоку не должен быть напряжен и не должен находиться в одной плоскости с кистью, и отходит в расслабленном состоянии не более 45 градусов; 

 

_________________________________________________________________

Кисть «ТЕМПЕРАМЕНТА И ТОРЖЕСТВА» - РАСКРЫТАЯ ЛАДОНЬ.

Применяется в мужском осетинском танце для усиления и дополнения образа и поз, отражающих торжество, удаль и темперамент.  

  • Кисть образует свою форму и вид при соблюдении следующих условии:
    • При виде сбоку - каждая верхняя фаланга последующего выпрямленного во всех фалангах пальцев равномерно заходит за фалангу предшествующего пальца;
    • При виде сверху - между пальцами не должно быть просвета;
    • Большой палец
      • При виде кисти сверху - по отношению к оси указательного пальца и всей кисти должен отходить на угол не менее 90 градусов;
      • При виде кисти сбоку - не должен находиться принудительно в одной плоскости с кистью и, тем более, заходить на нее;  
  • Правильная позиция рук у мужчин создает осетинскую узнаваемость всей телесной фигуры, а также при необходимости удерживает телесный баланс в каскаде движений, особенно в осетинской танцевальной разновидности танцев по типу зилгæ, чьи элементы издавна применяются в других осетинских нетрадиционных современного сценического сюжетного формата темпераментных танцев.   
  • Все мужские позиции рук с первых уроков отрабатываются на середине зала и при естественном положении ног «пятки вместе носки слегка врозь».
  • Торс (Корпус) подтянут, плечи опущены вниз и слегка отведены назад. Диафрагма подобрана за счет этого грудь выдается слегка вперед. Положение головы прямое со слегка приподнятым подбородком.

Кисть бывает, соответственно:

  • открытая – ладонь повёрнута вверх
  • закрытая – лабонь повернута вниз.

_____________________________________________________________________

ПОЗИЦИИ РУК

 ПОЗИЦИЯ РУК - «Подготовительная». 

  • Руки опущены по бокам тела ладонями полуоборотом назад (45`) и слегка согнуты в локте.
  • При виде сбоку рука составляет одну линию и находится в одной вертикальной плоскости с телом.
  • Кисть несильно собрана с кулак, являясь продолжением предплечья
  • Руки в локтях слегка согнуты
  • Плечи свободны.
  • Не используется в лексике танцев Хонга и Симд.

_______________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ РУК – №1

Сохраняя подготовительную позицию:

  • Кисть отвести назад так, чтобы при виде сбоку, предплечье имело вертикальное положение без зазора прикасалось к корпусу (торсу).
  • Руки в локтях чуть согнуты.
  • Плечи усилено «вдавлены» вниз.
  • Кисть чуть изломана в запястье на 30-45` ладонями вверх.
  • Включена в лексику танцев Хонга, Зилга и Симд.

________________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ РУК - №2 

  • Руки отведены в стороны ладонями вниз.  Локтевой сустав находится на уровне солнечного сплетения, а кисть на уровне нижнего ребра.  При виде сверху руки составляют прямую линию.
  • Во второй позиции рук вовлекаются все мышцы, стабилизирующие работу плечевого и локтевого суставов.
  • Используется в танцах Зилга.
  • Не включена в лексику танцев Хонга и Симд.

_______________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ РУК - №3             

  • Одна рука придерживается 3-ой позиции со всеми вышеуказанными замечаниями, а другая рука согнута в локте так, что пальцы кисти доходят до середины грудной клетки на уровне диафрагмы (между ключицами и солнечным сплетением).
  • Предплечье ниже плеча (уровень локтевого сустава ниже плечевого) кисть чуть изломлена в суставе запястья.
  • Кисть, согнутая в кулак согнутой руки находится впереди диафрагмы на расстоянии ширины кисти и на одном уровне в одной плоскости с кистью вытянутой руки.
  • При соблюдении правил постановки рук в 3-ей позиции вытянутая рука и спина составляют одну линию, а предплечье согнутой руки в отношении к ним под углом так, чтобы локоть находился линии с грудной клеткой впереди и на одном уровне с локтем вытянутой руки.
  • Вытянутая рука принята положением открытой, а согнутая рука – закрытым положением.
  • Используется только в танце Зилга.
  • Не включена в лексику танцев Хонга и Симд.

________________________________________________________________________

 

ПОЗИЦИЯ РУК - №4             

  • Одна рука согнута по 3-ей позиции, а друга выпрямлена в сторону и кулак поднят до уровня макушки головы ……………………………………………
  • Используется в танце Зилга.
  • Не включена в лексику танцев Хонга и Симд.

_______________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ РУК - №5              

  • Одна рука отведена в сторону и выпрямлена по 2-ой позиции, а другая рука согнута над головой так, что находиться над теменем на расстоянии кулака.
  • Используется в танцах Зилга.
  • Не включена в лексику танцев Хонга и Симд.

______________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ РУК - №6 

  • Кисть правой руки собрана в кулак и внутренней стороной большого пальца лежит на боковой стороне талии, а кисть левой руки собранной в кулак большим пальцем приложена к ремню (поясу) в области кинжала.    
  • Не держаться за кинжал. Этот жест является прерогативой сюжетных хореографических постановок, основанных на сюжетной линии,      где требуется отразить воинственный настрой персонажа.
  • Включена в лексику танцев Хонга, Зилга и Симд.

______________________________________________________________________

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (НЕОСНОВНЫЕ) МУЖСКИЕ ПОЗИЦИИ РУК 

Эти позиции не используются в лексике традиционных осетинских народных танцев: хонга, зилга (тымбыл) и симд. Применяются в нетрадиционных действенных и дивертисментных танцах.

МУЖСКАЯ ПОЗИЦИЯ РУК №7
• Руки прямые и разведены в стороны и приподняты вверх. 
• Уровень запястья находится на уровне пика уровня головы.
• Лопатки слегка собраны. 
• При виде, сбоку руки находятся в одной вертикальной плоскости с корпусом.

 

_____________________________________________________________________

МУЖСКАЯ ПОЗИЦИЯ РУК №8
• Обе руки согнуты над головой по 6-й позиции
• Каждый кулак находился над теменем 
• Расстояние от кулака и теменем не менее кулака и не более головы. 
• Между кулаками небольшой просвет.

_____________________________________________________________________

МУЖСКАЯ ПОЗИЦИЯ РУК №9
• Обе руки согнуты над головой так
• Кулаки повернуты друг к другу тыльной стороной 
• Кулаки находился над головой на расстоянии не менее двух кулаков и не более головы.
• Тыльная поверхность каждого кулака располагается вертикально и сливается соответственно вертикальными плоскостями шеи. Расстояние между кулаками один кулак.
 

___________________________________________________________________

ПОЗИЦИИ-ВАРИАЦИИ ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ  (НЕ ОСНОВНЫХ) ПОЗИЦИЙ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ