ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

1966 год

Приглашение 

В 1966 году Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии готовился к участию в культурной программе "Дни Северной Осетии в Ленинграде и Ленинградской области". Руководство ансамбля ГАПиТ обратилось к суденту 3 курса Хаджисмелу Варзиеву с предложением создать для концертной программы хореографическую тему, в которой необходимо было отразить патриотизм и героизм советского народа в Великой Отечественной Войны.

Статья в журнале "Огонёк".

Тема окончательно сформировалась после случайно прочтанной в журнале «Огонек» (1962г) статьи, в которой автору бросилась крупная фотография русской далеко пожилой женщины с цитатой автора статьи: «Вспомним о матерях, отдавших на алтарь отечества самое дорогое, что у них есть, - своих детей». В статье рассказывалось о женщинах многодетных матерях, потерявших своих сыновей на фронтах Великой Отечественной Войны.

Материнский героизм.

Главным персонажем темы танца "Мать" хореографического соочинения Варзиева являлась женщина-осетинка Хангуасса Калагова, которая проводила на войну всех своих 5-ых сыновей, героически погибших на фронтах ВОВ. Исполняя свой гражданский и материнский долг женщина-мать пожертвовала самым дорогим, что было у нее - жизнью своих сыновей. Получая очередную «похоронку», она мужественно переносила свое горе. Собираясь с духом и ставя в пример, мужество сына, погибшего ранее, она тем самым вдохновляла следующего сына на подвиг. Развязка демонстрирует сложность душевной бури, в которой горем убитая мать, выполнив перед Отечеством свой материнский долг, горда мужеством, проявленным каждым ее сыном.

Критики Ленинграда.

Главную героиню в премьерной постановке образца 1966 года сыграла молодая одаренная танцовщица Зоя Гониева. Эта харАктерная артистка с неповторимой индивидуальностью трагического сценического ампуа была отмеченна ленинградскими критиками. Постановочный успех танца "Мать" после показа на сцене Ленинградского Малого театра был отражен в рецензии работников культуры Ленинграда и об этой работе докладывали на научном совете ГИТИСа профессор Ростислав Владимирович Захаров. Ценный  отзыв о постановке «Мать» дал балетмейстер Большого театра, русский артист балета, заслуженный артист РСФСР Сергей Гаврилович Корень, высказавшийся  о том, что за всю его карьеру, не смотря на работы "Обелиск", созданную опытным мэтром Павло Петровичем Вирским, он  считает композицию Варзиева «Мать» лучшей в СССР в героико-патриотической тематике.